сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  До­ка­жи­те, что если каж­дая из диа­го­на­лей че­ты­рех­уголь­ни­ка делит его на два рав­но­ве­ли­ких тре­уголь­ни­ка, то этот че­ты­рех­уголь­ник па­рал­ле­ло­грамм.

б)  Най­ди­те наи­боль­шую пло­щадь тени при ор­то­го­наль­ной про­ек­ции на плос­кость пра­виль­ной тре­уголь­ной пи­ра­ми­ды, у ко­то­рой сто­ро­на ос­но­ва­ния равна еди­ни­це, а плос­кие углы при вер­ши­не пря­мые.

в)  До­ка­жи­те, что если p_1p_2=2 левая круг­лая скоб­ка q_1 плюс q_2 пра­вая круг­лая скоб­ка , то по край­ней мере один из квад­рат­ных трех­чле­нов x в квад­ра­те плюс p_ix плюс q_i, i  =  1, 2, имеет дей­стви­тель­ный ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­сколь­ку S_ABC=S_ACD, то точки B и D рас­по­ло­же­ны на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии от пря­мой AC, сле­до­ва­тель­но, се­ре­ди­на диа­го­на­ли BD лежит на AC. Ана­ло­гич­но, се­ре­ди­на AC лежит на BD. Таким об­ра­зом, точка пе­ре­се­че­ния обеих диа­го­на­лей делит каж­дую из них по­по­лам.

б)  Вме­сто того, чтобы пы­тать­ся вы­ра­зить пло­щадь про­ек­ции через пло­ща­ди гра­ней пи­ра­ми­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем фор­му­лы S_пр=S ко­си­нус \theta, лучше по­смот­реть, что пред­став­ля­ет из себя про­ек­ция дан­ной пи­ра­ми­ды. Воз­мож­ны два слу­чая. В пер­вом из них про­ек­ция яв­ля­ет­ся тре­уголь­ни­ком  — про­ек­ци­ей одной из гра­ней пи­ра­ми­ды, во вто­ром она  — че­ты­рех­уголь­ник, диа­го­на­ля­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся про­ек­ции не­ко­то­рых двух ее скре­щи­ва­ю­щих­ся ребер. Ясно, что в пер­вом слу­чае пло­щадь про­ек­ции наи­боль­шая, если мы про­ек­ти­ру­ем нашу пи­ра­ми­ду на плос­кость, па­рал­лель­ную той ее грани, ко­то­рая имеет наи­боль­шую пло­щадь; в нашем слу­чае это ос­но­ва­ние пи­ра­ми­ды и ее пло­щадь  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Вто­рой слу­чай более ин­те­ре­сен. Пло­щадь че­ты­рех­уголь­ни­ка равна  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d_1d_2 синус альфа , где d1, d2  — это длины его диа­го­на­лей, а  альфа   — угол между ними. Ясно, что d_1\leqslant1, d_2 мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из 2 ,  синус альфа \leqslant1, по­это­му про­из­ве­де­ние всех этих ве­ли­чин не пре­вос­хо­дит  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­рень из 2 . Оста­лось за­ме­тить, что по­сколь­ку скре­щи­ва­ю­щи­е­ся ребра пра­виль­ной пи­ра­ми­ды пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг другу, то при про­ек­ти­ро­ва­нии на па­рал­лель­ную им плос­кость, пло­щадь про­ек­ции равна  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,что мень­ше, чем  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­рень из 3 .

 

в)  Рас­смот­рим сумму дис­кри­ми­нан­тов дан­ных квад­ра­тич­ных мно­го­чле­нов,

D_1 плюс D_2=p в квад­ра­те _1 минус 4q_1 плюс p в квад­ра­те _2 минус 4q_2 боль­ше или равно 2p_1p_2 минус 4 левая круг­лая скоб­ка q_1 плюс q_2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Сле­до­ва­тель­но, хотя бы один из них не­от­ри­ца­те­лен.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.