сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  На­ри­суй­те гра­фик функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =2x плюс | ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x плюс 2x| минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x.

б)  Ре­ши­те урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус ко­си­нус 2x конец ар­гу­мен­та = синус x минус ко­си­нус x.

в)  Ре­ши­те не­ра­вен­ство  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: |1 минус 2x| конец ар­гу­мен­та \geqslant1 плюс ax.

г)  За­ду­мав же­нить­ся, Иван от­крыл счет в банке и решил еже­год­но вно­сить на него 10 000 руб­лей. Сколь­ко денег на се­мей­ный отдых он смо­жет тра­тить через 8 лет, если будет брать толь­ко про­цен­ты с на­коп­лен­ной за это время суммы? Банк дает 30% го­до­вых, а \lg1,\!3=0,\!114.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а) Функ­ция y= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x плюс 2x  — воз­рас­та­ю­щая и ее ко­рень  — x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ: См. ри­су­нок.

 

б)  Воз­ве­дя в квад­рат, по­лу­чим урав­не­ние  ко­си­нус 2x минус синус 2x=1, из кор­ней ко­то­ро­го сле­ду­ет взять лишь те, для ко­то­рых  синус x боль­ше или равно ко­си­нус x.

в)  Ре­ше­ние: За­ме­тим пре­жде всего, что за­пи­сать вер­ное ре­ше­ние этой за­да­чи, не ис­поль­зуя ее гео­мет­ри­че­ской ин­тер­пре­та­ции, до­ста­точ­но труд­но, что видно хотя бы из от­ве­та. По­ло­жим для крат­ко­сти его за­пи­си: x_1= дробь: чис­ли­тель: 1 минус a минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2a минус a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби , x_2= дробь: чис­ли­тель: 1 минус a плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2a минус a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби , x_3= минус дробь: чис­ли­тель: 2a плюс 2, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби . Итак, ответ:  x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка при a боль­ше ко­рень из 2 минус 1;  x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка x_1;x_2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка при  0 мень­ше a мень­ше или равно ко­рень из 2 минус 1;  x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая квад­рат­ная скоб­ка при  a=0;  x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка x_3;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка x_1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при  минус 1 мень­ше или равно a мень­ше 0;  x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0;x_3 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка x_1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при  минус 2 мень­ше или равно a мень­ше минус 1;  x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при  a мень­ше минус 2, ре­ше­ние по­нят­но из сле­ду­ю­щей серии гра­фи­ков.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3 Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи k; Пи плюс 2 Пи k : k при­над­ле­жит \Bbb Z пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

г)  (Про­чи­тав фор­му­ли­ров­ку за­да­чи, один из моих кол­лег ска­зал, что ответ в ней  — «ни­че­го», по­сколь­ку банк, ко­то­рый вы­пла­чи­ва­ет такой про­цент, за­ве­до­мо про­го­рит. И, как мы уви­де­ли на прак­ти­ке, он ока­зал­ся прав. Но это уже со­всем дру­гая наука...). Ко­неч­но, можно прямо под­счи­тать, сколь­ко же денег на счету ока­жет­ся у Ивана через 8 лет. За­ме­тим, что про­де­лать ана­ло­гич­ное вы­чис­ле­ние при ре­ше­нии за­да­чи 2г) сле­ду­ю­ще­го ва­ри­ан­та будет более за­труд­ни­тель­но, не го­во­ря уже о том, что де­лать это без каль­ку­ля­то­ра про­сто глупо.

Мы про­ве­дем вы­чис­ле­ния в общем виде, вос­поль­зо­вав­шись чис­лен­ны­ми дан­ны­ми лишь на за­клю­чи­тель­ном этапе ре­ше­ния. Итак, пусть a  — вно­си­мая Ива­ном еже­год­но сумма, а  альфа   — на­чис­ля­е­мый го­до­вой про­цент. В пер­вый год он внес a руб­лей, так что после на­чис­ле­ния го­до­вых про­цен­тов через год у него на счету будет

a плюс a дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби =a левая круг­лая скоб­ка 1 плюс дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка руб­лей.

Удоб­но вве­сти до­пол­ни­тель­ное обо­зна­че­ние q=1 плюс дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби , так что если некто имел на счету в на­ча­ле года s руб­лей, то после на­чис­ле­ния про­цен­тов у него ока­жет­ся sq руб­лей. Вер­нем­ся к Ивану. После того, как он в конце пер­во­го года внес снова свои a руб­лей, у него на счету стало их a плюс aq, далее, в конце вто­ро­го года их ста­нет (после оче­ред­но­го взно­са) a плюс левая круг­лая скоб­ка a плюс aq пра­вая круг­лая скоб­ка q=a плюс aq плюс aq в квад­ра­те . Те­перь уже ясно, что сумма, ско­пив­ша­я­ся на счету Ивана за 8 лет, равна a плюс aq плюс \ldots плюс aq в сте­пе­ни 8 , еже­год­ные про­цен­ты с ко­то­рой со­став­ля­ют

 левая круг­лая скоб­ка q минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс aq плюс \ldots плюс aq в сте­пе­ни 8 пра­вая круг­лая скоб­ка =a левая круг­лая скоб­ка q в сте­пе­ни 9 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка руб­лей.

В нашем слу­чае q=1,3, q в сте­пе­ни 9 =1,3 в сте­пе­ни 9 =10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 9\lg1,3 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 10, так как 9\lg1,3=9 умно­жить на 0,\!114 боль­ше 1. По­это­му име­ет­ся по край­ней мере 90 000 руб­лей еже­год­но­го до­хо­да в рас­по­ря­же­нии Ивана и всех его бу­ду­щих на­след­ни­ков.

 

Ответ: 90 000 руб­лей.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.