сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  Най­ди­те все тре­уголь­ни­ки, длины сто­рон и ве­ли­чи­ны углов ко­то­рых об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­ские про­грес­сии.

б)  Верно ли, что для вся­кой ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии из че­ты­рех по­ло­жи­тель­ных чисел су­ще­ству­ет вы­пук­лый че­ты­рех­уголь­ник, дли­на­ми сто­рон ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся эти числа?

в)  Най­ди­те все че­ты­рех­уголь­ни­ки, длины сто­рон и углы ко­то­рых (взя­тые в цик­ли­че­ских по­ряд­ках) об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­ские про­грес­сии.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Толь­ко рав­но­сто­рон­ние тре­уголь­ни­ки. По­сколь­ку сумма углов тре­уголь­ни­ка равна  Пи , то из того, что они об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, сле­ду­ет, что сред­ний из них равен  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Если a  — длина сто­ро­ны, про­ти­во­по­лож­ной этому углу, то длины осталь­ных сто­рон тре­уголь­ни­ка  — a\pm d. По фор­му­ле ко­си­ну­сов

 a в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка a плюс d пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка a минус d пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус a в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус d в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка ,

от­ку­да d=0.

б)  Ре­ше­ние оче­вид­но, если ис­поль­зо­вать такое «гео­мет­ри­че­ски оче­вид­ное» утвер­жде­ние. Если a_1 мень­ше или равно a_2\leqslant\ldots мень­ше или равно a_n и \sum_i=1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a_i боль­ше или равно a_n, то су­ще­ству­ет за­мкну­тая вы­пук­лая ло­ма­ная, длины зве­ньев ко­то­рой равны ai. По­про­буй­те дать какое-ни­будь обос­но­ва­ние этого утвер­жде­ния.

в)  Квад­ра­ты и толь­ко они. Не­труд­но ви­деть, что если углы че­ты­рех­уголь­ни­ка об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, то он  — тра­пе­ция. Далее, если и длины его сто­рон об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, то KD=|CD минус CK| (обо­зна­че­ния на ри­сун­ке; от­ре­зок CK па­рал­ле­лен сто­ро­не AB), от­ку­да сле­ду­ет, что K=D, т. е. этот че­ты­рех­уголь­ник яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ни­ком.

 

 

Ответ: а)  рав­но­строн­ние тре­уголь­ни­ки; б)  да, верно; в)  квад­ра­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.