сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

При бла­го­устрой­стве го­род­ско­го сада «Пи­фа­гор» сна­ча­ла были про­ло­же­ны три аллеи, об­ра­зу­ю­щие пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник с ост­рым углом  альфа . Сле­ду­ю­щие аллеи про­ло­жи­ли как внеш­ние квад­ра­ты на сто­ро­нах этого тре­уголь­ни­ка (по­лу­чи­лась фи­гу­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щая тео­ре­му Пи­фа­го­ра и на­зы­ва­е­мая пи­фа­го­ро­вы­ми шта­на­ми). На­ко­нец, на тре­тьем этапе со­еди­ни­ли пря­мо­ли­ней­ны­ми ал­ле­я­ми центр наи­боль­ше­го квад­ра­та с вер­ши­ной пря­мо­го угла, а цен­тры двух мень­ших квад­ра­тов друг с дру­гом. Опре­де­ли­те, какая из аллей тре­тье­го этапа имеет боль­шую длину? При каком зна­че­нии угла  альфа их длины раз­ли­ча­ют­ся силь­нее всего?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим ис­ход­ный тре­уголь­ник ABC (угол C  — пря­мой), цен­тры квад­ра­тов O1, O2, O3, вер­ши­ну од­но­го из квад­ра­тов D (см. рис). Пусть угол A равен  альфа .

Пусть сто­ро­ны ис­ход­но­го тре­уголь­ни­ка, про­ти­во­ле­жа­щие вер­ши­нам A, B, C, имеют длины a, b, c со­от­вет­ствен­но. Тогда

\angle O_2 CA=\angle O_1CB= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби

(утлы между диа­го­на­лью и сто­ро­ной квад­ра­та), сле­до­ва­тель­но, от­рез­ки O_2 C и C O_1 лежат на одной при­мой. Каж­дый из них равен по­ло­ви­не диа­го­на­ли сво­е­го квад­ра­та. Зна­чит,

 O_1 O_2= дробь: чис­ли­тель: a плюс b, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Тре­уголь­ни­ки ABC и A B O_3  — пря­мо­уголь­ные, сле­до­ва­тель­но, они впи­са­ны в одну и ту же окруж­ность с диа­мет­ром AB. Таким об­ра­зом, впи­сан­ные угль \angle A C O_3 и \angle A B O_3 опи­ра­ют­ся на одну и ту же дугу, то есть они равны. Но

\angle A B O_3=\angle C D A= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби

(угль между диа­го­на­лью и сто­ро­ной квад­ра­та). Сле­до­ва­тель­но, \angle A C O_3=\angle C D A и \angle D A B=\angle C A O_3, так как каж­дый из них равен  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс \angle CAB. Таким об­ра­зом, тре­уголь­ни­ки DAB и C A O_3 по­доб­ны. От­сю­да

 дробь: чис­ли­тель: D A, зна­ме­на­тель: A C конец дроби = дробь: чис­ли­тель: D B, зна­ме­на­тель: C O_3 конец дроби .

Те­перь можно найти

CO_3= дробь: чис­ли­тель: D B умно­жить на A C, зна­ме­на­тель: D A конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на b, зна­ме­на­тель: b ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: a плюс b, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

По­лу­ча­ет­ся, что O_1 O_2=CO_3, каков 6ы ни был ис­ход­ный пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник ABC.

 

Ответ:  O_1 O_2=CO_3 при любом зна­че­нии  альфа .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Каж­дая за­да­ча оце­ни­ва­ет­ся по 10-балль­ной шкале и снаб­жа­ет­ся от­мет­кой в ра­бо­те 0, −, ∓, ±, +

в со­от­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми.

Вид по­греш­но­сти или ошиб­киОт­мет­ка в ра­бо­теБаллы
Ре­ше­ние за­да­чи вер­ное, вы­бран ра­ци­о­наль­ный путь ре­ше­ния+10
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен или име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка+9
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен и име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка±7−8
Ход ре­ше­ния вер­ный, но есть не­сколь­ко не­гру­бых оши­бок или ре­ше­ние не за­вер­ше­но5−6
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки, но ответ по­лу­чен (не­вер­ный) 3−4
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки и ответ не по­лу­чен либо ре­ше­ние лишь на­ча­то, то что на­ча­то  — без оши­бок2
Ре­ше­ние на­ча­то, но про­дви­же­ние ни­че­го не дает для ре­зуль­та­та1
За­да­ча не ре­ши­лась00

Не­до­че­ты: не­зна­чи­тель­ные (не­прин­ци­пи­аль­ные) ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки.

Не­гру­бые ошиб­ки: тех­ни­че­ские ошиб­ки в при­ме­не­нии фор­мул и тео­рем, не вли­я­ю­щие на смысл ре­ше­ния; не­обос­но­ван­ность ло­ги­че­ских (вер­ных) вы­во­дов.

Гру­бые ошиб­ки:

   I.  Ло­ги­че­ские, при­во­дя­щие к не­вер­но­му за­клю­че­нию.

  II.  Ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки, ис­ка­жа­ю­щие смысл от­ве­та.

III.  Не­вер­ный чер­теж в гео­мет­ри­че­ских за­да­чах.

IV.  Прин­ци­пи­аль­ные ошиб­ки в при­ме­не­нии эле­мен­тар­ных фор­мул и тео­рем.