сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

На столе лежат шары ра­ди­у­сов 2, 2, 1, ка­са­ясь друг друга внеш­ним об­ра­зом. Вер­ши­на ко­ну­са на­хо­дит­ся по­се­ре­ди­не между точ­ка­ми ка­са­ния оди­на­ко­вых шаров со сто­лом, а сам конус ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом всех шаров. Най­ди­те угол при вер­ши­не ко­ну­са. Углом при вер­ши­не ко­ну­са на­зы­ва­ет­ся угол между его об­ра­зу­ю­щи­ми в осе­вом се­че­нии.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть O1, O2, O3  — цен­тры шаров, A1, A2, A3  — точки ка­са­ния шаров со сто­лом, C  — вер­ши­на ко­ну­са, 2α — угол при его вер­ши­не, \varphi=\angle O_1 C A_1 и  \psi=\angle O_3 C A_3. Из усло­вия ка­са­ния шаров  C A_1=2 и

A_1 A_3=A_2 A_3= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та минус левая круг­лая скоб­ка 2 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 конец ар­гу­мен­та .

Тогда

 C A_3= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: A_1 конец ар­гу­мен­та A_3 в квад­ра­те минус C A_1 в квад­ра­те =2

и
 тан­генс \psi= дробь: чис­ли­тель: O_3 A_3, зна­ме­на­тель: C A_3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Кроме того, O_1 A_1=2=C A_1, от­ку­да \varphi=45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

Вы­бе­рем на оси сим­мет­рии ко­ну­са точку K так, что ее про­ек­ция H на плос­кость C O_1 O_2 по­па­да­ет на от­ре­зок O1O2 (см. верх­ний ри­су­нок). Об­ра­зу­ю­щие, по ко­то­рым конус ка­са­ет­ся оди­на­ко­вых шаров, лежат в плос­ко­стях KCO1 и KCO2, от­ку­да

 \angle K C O_1=\angle K C O_2=\varphi плюс альфа =45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс альфа .

Кроме того, C O_1=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =C O_2. От­ме­тим не­сколь­ко про­стых фак­тов.

1)  Точка H  — точка ка­са­ния рав­ных шаров. Дей­стви­тель­но, тре­уголь­ни­ки KCO1 и K2O2 равны, от­ку­да K O_1=K O_2. Так как от­ре­зок KH пер­пен­ди­ку­ля­рен сто­ро­не O1O2, мы по­лу­чим H O_1=H O_2.

2)  Плос­кость KCH пер­пен­ди­ку­ляр­на O1O2. Дей­стви­тель­но, тре­уголь­ник O1CO2 рав­но­бед­рен­ный, а H  — се­ре­ди­на O1O2, от­ку­да от­ре­зок CH пер­пен­ди­ку­ля­рен сто­ро­не O1O2. Оче­вид­но также, что KH и O1O2 пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

3)  Если KM  — пер­пен­ди­ку­ляр, опу­щен­ный из точки K на CO1, то от­ре­зок MH пер­пен­ди­ку­ля­рен сто­ро­не CO1. Это вы­те­ка­ет из об­рат­ной тео­ре­мы о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах.

Пусть KM  — пер­пен­ди­ку­ляр, опу­щен­ный из точки K на CO1. Из 1) и 2) вы­те­ка­ет, что пря­мая CH ка­са­ет­ся рав­ных шаров, по­это­му

\angle O_1 C H=\angle O_1 C A_1=45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

Тогда в силу 3)

 ко­си­нус \angle H C K= дробь: чис­ли­тель: C H, зна­ме­на­тель: C K конец дроби = дробь: чис­ли­тель: C M, зна­ме­на­тель: ко­си­нус \angle O_1 C H конец дроби : дробь: чис­ли­тель: C M, зна­ме­на­тель: ко­си­нус \angle K C O_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­си­нус \angle K C O_1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус \angle O_1 C H конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс альфа пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: ко­си­нус 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = ко­си­нус альфа минус синус альфа .

С дру­гой сто­ро­ны, в силу 1) и 2) плос­кость HCK со­сто­ит из точек, рав­но­уда­лен­ных от O1 и O2. Зна­чит, HCK со­дер­жит точку O3. Тогда (см. ниж­ний ри­су­нок)

 ко­си­нус альфа минус синус альфа = ко­си­нус \angle H C K= ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка 90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 \psi минус альфа пра­вая круг­лая скоб­ка = синус левая круг­лая скоб­ка 2 \psi плюс альфа пра­вая круг­лая скоб­ка = синус 2 \psi ко­си­нус альфа плюс ко­си­нус 2 \psi синус альфа ,

от­ку­да

 тан­генс альфа = дробь: чис­ли­тель: 1 минус синус 2 \psi, зна­ме­на­тель: 1 плюс ко­си­нус 2 \psi конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка синус \psi минус ко­си­нус \psi пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 ко­си­нус в квад­ра­те \psi конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка тан­генс \psi минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

Ответ: 2 \arcctg 8.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.