сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

На столе лежат два шара ра­ди­у­сов 4 и 1 с цен­тра­ми O1 и O2, ка­са­ясь друг друг внеш­ним об­ра­зом. Конус ка­са­ет­ся бо­ко­вой по­верх­но­стью стола и обоих шаров (внеш­ним об­ра­зом). Вер­ши­на C ко­ну­са на­хо­дит­ся на от­рез­ке, со­еди­ня­ю­щем точки ка­са­ния шаров со сто­лом. Из­вест­но, что лучи CO1 и CO2 об­ра­зу­ют рав­ные углы со сто­лом. Най­ди­те угол при вер­ши­не ко­ну­са. Углом при вер­ши­не ко­ну­са на­зы­ва­ет­ся угол между его об­ра­зу­ю­щи­ми в осе­вом се­че­нии.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть A1, A2  — точки ка­са­ния шаров со сто­лом, 2α — угол при вер­ши­не ко­ну­са. По усло­вию углы O1CA1 и O2CA2 равны, обо­зна­чим их общее зна­че­ние через \varphi. За­ме­тим, что точки O1, O2, A1, A2, C лежат в одной плос­ко­сти, по­сколь­ку O1A1 и O2A2 па­рал­лель­ны, а C при­над­ле­жит от­рез­ку A1A2. Тогда

 4 \ctg \varphi плюс \ctg \varphi=A_1 C плюс C A_2=A_1 A_2= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 4 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та минус левая круг­лая скоб­ка 4 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =4 рав­но­силь­но \ctg \varphi= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Вы­бе­рем на оси сим­мет­рии ко­ну­са точку K так, что ее про­ек­ция H на плос­кость CO1O2 по­па­да­ет на от резок O1O2 (см. верх­ний ри­су­нок). Об­ра­зу­ю­щие, по ко­то­рым конус ка­са­ет­ся оди­на­ко­вых шаров, лежат в плос­ко­стях KCO1 и KCO2, от­ку­да

 \angle K C O_1=\angle K C O_2=\varphi плюс альфа .

Опу­стим из точки K пер­пен­ди­ку­ля­ры KM и KN на CO1 и C2 со­от­вет­ствен­но. Пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки KCM и KCN равны, по­это­му C M=C N. От­ме­тим не­сколь­ко про­стых фак­тов.

1)  От­ре­зок MH пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку CO1 и от­ре­зок NH пер­пен­ди­ку­ля­рен от­ре­зо­ку CO2. Это вы­те­ка­ет из об­рат­ной тео­ре­мы о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах.

2)  Угол MCH равен углу NCH. Дей­стви­тель­но, в силу 1) пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки MCH и NCH равны по ги­по­те­ну­зе и ка­те­ту, по­это­му и их со­от­вет­ству­ю­щие углы равны. Обо­зна­чим общее зна­че­ние углов MCH и NCH через ψ.

3)  Пря­мая СН пер­пен­ди­ку­ляр­на столу. Дей­стви­тель­но,  180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка =2 \varphi плюс 2 \psi, от­ку­да

\angle A_1 C H=\varphi плюс \psi=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . \qquad левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

По­это­му пря­мая CH па­рал­лель­на A1O1 и, зна­чит, пер­пен­ди­ку­ляр­на столу.

Из 1) с уче­том (*) мы по­лу­ча­ем

 ко­си­нус \angle K C H= дробь: чис­ли­тель: C H, зна­ме­на­тель: C K конец дроби = дробь: чис­ли­тель: C M, зна­ме­на­тель: ко­си­нус \angle O_1 C H конец дроби : дробь: чис­ли­тель: C M, зна­ме­на­тель: ко­си­нус \angle K C O_1 конец дроби =
= дробь: чис­ли­тель: ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi плюс альфа пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: ко­си­нус \psi конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi плюс альфа пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: синус \varphi конец дроби =\ctg \varphi ко­си­нус альфа минус синус альфа .

Луч CK об­ра­зу­ет со сто­лом угол  альфа , и из 3) вы­те­ка­ет, что \angle K C H=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус альфа . По­это­му

 синус альфа = ко­си­нус \angle K C H=\ctg \varphi ко­си­нус альфа минус синус альфа = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ко­си­нус альфа минус синус альфа рав­но­силь­но тан­генс альфа = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Ответ: 2 арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.