сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Пусть M  — точка пе­ре­се­че­ния ме­ди­ан тре­уголь­ни­ка ABC. Про­хо­дя­щая через M пря­мая пе­ре­се­ка­ет от­рез­ки BC и CA в точ­ках A1 и B1 со­от­вет­ствен­но. Точка K  — се­ре­ди­на сто­ро­ны AB. До­ка­жи­те, что 9S_KA_1B_1 боль­ше или равно 2S_ABC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть пря­мые AB и A1B1 пе­ре­се­ка­ют­ся в точке T, и пусть для опре­де­лен­но­сти это про­изо­шло за точ­кой B. По­сколь­ку точка пе­ре­се­че­ния ме­ди­ан M делит ме­ди­а­ну CK в от­но­ше­нии 2 : 1, вы­со­ты, опу­щен­ные из точек C и K на пря­мую A1B1, также от­но­сят­ся как 2 : 1. Тогда 2 S_\triangle K A_1 B_1=S_\triangle C A_1 B_1 и

S_K A_1 C B_1=S_\triangle K A_1 B_1 плюс S_\triangle C A_1 B_1=3 S_\triangle K A_1 B_1.

По­это­му нужно до­ка­зать не­ра­вен­ство 3 S_K A_1 C B_1 боль­ше или равно 2 S_\triangle A B C. После со­кра­ще­ния общей пло­ща­ди оста­нет­ся не­ра­вен­ство

3 левая круг­лая скоб­ка S_\triangle A A_1 K плюс S_\triangle B B_1 K пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно S_\triangle A B C=3 S_\triangle M A B

или, что тоже самое, не­ра­вен­ство

S_\triangle A A_1 K плюс S_\triangle B B_1 K мень­ше или равно 2 S_\triangle M A B.

Если уве­ли­чить ос­но­ва­ния тре­уголь­ни­ков AA1K и BB1K в два раза до от­рез­ка AB, то пло­щадь также уве­ли­чит­ся в два раза, по­это­му тре­бу­е­мое не­ра­вен­ство при­мет вид

S_\triangle A A_1 B плюс S_\triangle B B_1 A мень­ше или равно 2 S_\triangle M A B.

По­сколь­ку это тре­уголь­ни­ки с оди­на­ко­вым ос­но­ва­ни­ем, до­ста­точ­но про­ве­рить со­от­вет­ству­ю­щее не­ра­вен­ство для высот.

Пусть вы­со­ты, опу­щен­ные на пря­мую AB из точек A1, B1 и M, имеют ос­но­ва­ние A_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка ,  B_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка и M в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка со­от­вет­ствен­но. Оста­лось до­ка­зать, что

A_1 A_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка плюс B_1 B_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 2 M M в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка .

Это не­ра­вен­ство из-за по­до­бия тре­уголь­ни­ков T A_1 A_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка , T B_1 B_1 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка и T M M в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка можно пе­ре­пи­сать в виде T A_1 плюс T B_1 мень­ше или равно 2 T M, что верно, по­сколь­ку M B_1 мень­ше или равно M A_1 (иначе точка пе­ре­се­че­ния AB и A1B1 будет ле­жать за точ­кой A).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.