сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Не­об­хо­ди­мо по­стро­ить до­ро­гу, вы­мо­щен­ную бе­тон­ны­ми пли­та­ми. Она прой­дет в мест­но­сти, где есть пря­мо­ли­ней­ный уча­сток линии элек­тро­пе­ре­дач (ЛЭП) и завод по про­из­вод­ству плит, на­хо­дя­щий­ся на рас­сто­я­нии d от ЛЭП  левая круг­лая скоб­ка d не равно 0 пра­вая круг­лая скоб­ка . Для рит­мич­ной ра­бо­ты тре­бу­ет­ся, чтобы каж­дая точка стро­я­щей­ся до­ро­ги была оди­на­ко­во уда­ле­на от за­во­да и от ЛЭП.

А)  Вве­ди­те си­сте­му ко­ор­ди­нат так, чтобы кир­пич­ный завод имел ко­ор­ди­на­ты (0, 0), а ЛЭП про­хо­ди­ла через точку (0, d) па­рал­лель­но одной из ко­ор­ди­нат­ных осей, и най­ди­те ко­ор­ди­на­ты точек на до­ро­ге, уда­лен­ной от за­во­да на рас­сто­я­ние 5d.

Б)  Для каких на­ту­раль­ных n на такой до­ро­ге су­ще­ству­ет точка, уда­лен­ная от за­во­да на рас­сто­я­ние nd?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть ЛЭП про­хо­дит па­рал­лель­но ко­ор­ди­нат­ной оси ОХ. Тогда ей будет со­от­вет­ство­вать пря­мая y=d. За­ме­тим, что стро­я­ща­я­ся до­ро­га будет на­хо­дить­ся ниже этой пря­мой, (в по­лу­плос­ко­сти y мень­ше или равно d пра­вая круг­лая скоб­ка .

А)  Если M левая круг­лая скоб­ка x, y пра­вая круг­лая скоб­ка   — ис­ко­мая точка стро­я­щей­ся до­ро­ги, то рас­сто­я­ние до за­во­да M O есть  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс y в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка . Это рас­сто­я­ние равно рас­сто­я­нию между точ­кой M и ЛЭП, ко­то­рое со­став­ля­ет |y минус d|.

Со­глас­но усло­вию, |y минус d|=5 d . Из двух ре­ше­ний по­лу­чен­но­го урав­не­ния вы­би­ра­ем то, ко­то­рое удо­вле­тво­ря­ет усло­вию y мень­ше или равно d . Таким об­ра­зом, y= минус 4 d . Оста­лось ре­шить урав­не­ние

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка минус 4 d пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =5 d .

Оно имеет два ре­ше­ния x=\pm 3d.

Б)  Для по­ис­ка ука­зан­ной точки сна­ча­ла не­об­хо­ди­мо ре­шить Урав­не­ние

 |y минус d|=5 d

при до­пол­ни­тель­ном усло­вии y мень­ше или равно d. Такое ре­ше­ние все­гда су­ще­ству­ет и равно  минус левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d . Далее по­лу­ча­ем урав­не­ние

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те d в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =n d,

ко­то­рое имеет ре­ше­ние x=\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 n минус 1 конец ар­гу­мен­та d при любом на­ту­раль­ном n.

 

Ответ:

А)  две точки  левая круг­лая скоб­ка минус 3 d, минус 4 d пра­вая круг­лая скоб­ка , левая круг­лая скоб­ка 3 d, минус 4 d пра­вая круг­лая скоб­ка ;

Б)  для любых на­ту­раль­ных n.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Каж­дая за­да­ча оце­ни­ва­ет­ся по 10-балль­ной шкале и снаб­жа­ет­ся от­мет­кой в ра­бо­те 0, −, ∓, ±, +

в со­от­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми.

Вид по­греш­но­сти или ошиб­киОт­мет­ка в ра­бо­теБаллы
Ре­ше­ние за­да­чи вер­ное, вы­бран ра­ци­о­наль­ный путь ре­ше­ния+10
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен или име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка+9
Ре­ше­ние вер­ное, но путь не ра­ци­о­на­лен и име­ют­ся один  — три не­до­че­та или не­гру­бая ошиб­ка±7−8
Ход ре­ше­ния вер­ный, но есть не­сколь­ко не­гру­бых оши­бок или ре­ше­ние не за­вер­ше­но5−6
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки, но ответ по­лу­чен (не­вер­ный) 3−4
До­пу­ще­ны гру­бые ошиб­ки и ответ не по­лу­чен либо ре­ше­ние лишь на­ча­то, то что на­ча­то  — без оши­бок2
Ре­ше­ние на­ча­то, но про­дви­же­ние ни­че­го не дает для ре­зуль­та­та1
За­да­ча не ре­ши­лась00

Не­до­че­ты: не­зна­чи­тель­ные (не­прин­ци­пи­аль­ные) ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки.

Не­гру­бые ошиб­ки: тех­ни­че­ские ошиб­ки в при­ме­не­нии фор­мул и тео­рем, не вли­я­ю­щие на смысл ре­ше­ния; не­обос­но­ван­ность ло­ги­че­ских (вер­ных) вы­во­дов.

Гру­бые ошиб­ки:

   I.  Ло­ги­че­ские, при­во­дя­щие к не­вер­но­му за­клю­че­нию.

  II.  Ариф­ме­ти­че­ские ошиб­ки, ис­ка­жа­ю­щие смысл от­ве­та.

III.  Не­вер­ный чер­теж в гео­мет­ри­че­ских за­да­чах.

IV.  Прин­ци­пи­аль­ные ошиб­ки в при­ме­не­нии эле­мен­тар­ных фор­мул и тео­рем.