сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дан ост­рый угол BAD, где точка D от­лич­на от A. На луче AB про­из­воль­ным об­ра­зом вы­би­ра­ет­ся точка X, также от­лич­ная от A. Пусть P  — точка пе­ре­се­че­ния ка­са­тель­ных к опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ник ADX, про­ве­ден­ных в точ­ках D и X. Най­ди­те гео­мет­ри­че­ское место точек P.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим через С точку пе­ре­се­че­ния се­ре­дин­но­го пер­пен­ди­ку­ля­ра к от­рез­ку AD с лучом AB.

Пусть точка P по­стро­е­на по X в со­от­вет­ствии с усло­ви­ем. До­ка­жем, что она лежит на луче с на­ча­лом C, со­на­прав­лен­ным с AD. За­ме­тим, что угол между ка­са­тель­ной DP и хор­дой DX равен впи­сан­но­му углу DAX, опи­ра­ю­ще­му­ся на дугу DX. По­это­му

 \angle A D C=\angle D A C=\angle P D X=\angle P X D.

Воз­мож­ны два слу­чая.

1)  Точка C лежит между A и X (см. верх­ний ри­су­нок). Тогда

 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle D P X=2 \angle P D X=2 \angle D A C=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle D C A=\angle D C X.

По­это­му че­ты­рех­уголь­ник CDPX впи­сан­ный и

\angle P C X=\angle P D X=\angle D A C.

Зна­чит, пря­мая CP па­рал­лель­на сто­ро­не AD.

2)  Точка X лежит между A и C (см. ниж­ний ри­су­нок). Тогда

 \angle D C A=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 \angle D A C=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 \angle P D X=\angle D P X.

По­это­му че­ты­рех­уголь­ник CPDX впи­сан­ный, от­ку­да

180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle P C X=\angle P D X=\angle D A C.

Зна­чит, и в этом слу­чае пря­мая CP па­рал­лель­на сто­ро­не AD.

Пусть те­перь точка P лежит на луче с на­ча­лом C, со­на­прав­лен­ным с AD. Вы­бе­рем на луче AC точку X так, чтобы она ле­жа­ла внут­ри угла ADP и \angle P D X=\angle D A C. По­ка­жем, что такая точка X по­рож­да­ет P в со­от­вет­ствии с усло­ви­ем. Пусть A X боль­ше C X. Так как

\angle P C X=\angle D A C=\angle P D X,

че­ты­рех­уголь­ник CDPX впи­сан­ный, от­ку­да

 \angle P X D=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle P D X минус \angle D P X=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle C D A минус \angle D C A=\angle D A C=\angle P D X .

Про­ве­дем через точки A, D, X окруж­ность. Она ка­са­ет­ся пря­мой DP, так как \angle P D X=\angle D A C, и пря­мой XP, по­сколь­ку \angle P X D=\angle P D X. Зна­чит, точка X по­рож­да­ет точку P в со­от­вет­ствии с усло­ви­ем за­да­чи. Слу­чай A X мень­ше или равно C X раз­би­ра­ет­ся ана­ло­гич­но.

 

Ответ: луч, со­на­прав­лен­ный с лучом AD, на­чи­на­ю­щий­ся в точке пе­ре­се­че­ния AB и се­ре­дин­но­го пер­пен­ди­ку­ля­ра к от­рез­ку AD.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.