сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

На сто­ро­нах BC и AB ост­ро­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABC вы­бра­ны точки D и X. Пря­мые, про­хо­дя­щие через X па­рал­лель­но BC и AD, пе­ре­се­ка­ют со­от­вет­ствен­но сто­ро­ны AC и BC в точ­ках Y и Z. Пусть M, K и N  — се­ре­ди­ны от­рез­ков BC, YZ и AD со­от­вет­ствен­но. Най­ди­те угол MKN.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть L  — точка пе­ре­се­че­ния XY с AM. За­ме­тим, что

 дробь: чис­ли­тель: X L, зна­ме­на­тель: L Y конец дроби = дробь: чис­ли­тель: B M, зна­ме­на­тель: M C конец дроби =1,

то есть L  — се­ре­ди­на XY. Тогда LK  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка XYZ, от­ку­да LK, XZ и AD па­рал­лель­ны между собой. Про­дол­жим луч LK и обо­зна­чим точку его пе­ре­се­че­ния с BC через P. Тре­уголь­ни­ки LKY и PKZ равны по сто­ро­не и двум углам, по­это­му L K=K P. По­сколь­ку LP и AD па­рал­лель­ны, тре­уголь­ни­ки MLP и MAD по­доб­ны, а пря­мая MK будет их общей ме­ди­а­ной. Но MN  — тоже ме­ди­а­на MAD. Зна­чит, точки M, K, N лежат на одной пря­мой и \angle M K N=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ: 180°.

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние. По­ло­жим \vecb=\overrightarrowA B,  \vecc=\overrightarrowA C,  \lambda= дробь: чис­ли­тель: B X, зна­ме­на­тель: A B конец дроби . Тогда

 2 \overrightarrowA K=\overrightarrowA Z плюс \overrightarrowA Y=\vecb плюс \lambda левая круг­лая скоб­ка \overrightarrowA D минус \vecb пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус \lambda пра­вая круг­лая скоб­ка \vecc= левая круг­лая скоб­ка 1 минус \lambda пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка \vecb плюс \vecc пра­вая круг­лая скоб­ка плюс \lambda \overrightarrowA D=2 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 минус \lambda пра­вая круг­лая скоб­ка \overrightarrowA M плюс \lambda \overrightarrowA N пра­вая круг­лая скоб­ка .

После со­кра­ще­ния на 2 мы по­лу­чим

 \overrightarrowM K=\overrightarrowA K минус \overrightarrowA M=\lambda левая круг­лая скоб­ка \overrightarrowA N минус \overrightarrowA M пра­вая круг­лая скоб­ка =\lambda \overrightarrowM N.

Зна­чит, точки M, K, N лежат на одной пря­мой и \angle M K N=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.