сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В од­но­кру­го­вом тур­ни­ре по на­столь­но­му тен­ни­су участ­во­ва­ло n тен­ни­си­стов с раз­лич­ны­ми рей­тин­га­ми (n > 4). Во всех пар­ти­ях, кроме двух, по­бе­дил участ­ник с более вы­со­ким рей­тин­гом, но тен­ни­сист с самым ма­лень­ким рей­тин­гом вы­иг­рал у тен­ни­си­ста с самым боль­шим рей­тин­гом, тен­ни­сист с пред­по­след­ним рей­тин­гом вы­иг­рал у тен­ни­сист со вто­рым рей­тин­гом. Сколь­ки­ми спо­со­ба­ми можно рас­ста­вить спортс­ме­нов в ряд так, что каж­дый (кроме са­мо­го пра­во­го) вы­иг­рал у сво­е­го со­се­да спра­ва?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть для про­сто­ты рей­тин­ги тен­ни­си­стов равны 1, 2, \ldots, n. Одна рас­ста­нов­ка оче­вид­на  — по убы­ва­нию рей­тин­га. В дру­гих рас­ста­нов­ках убы­ва­ние на­ру­ша­ет­ся. Это может про­ис­хо­дить толь­ко из-за при­сут­ствия пар со­се­дей  левая круг­лая скоб­ка 1, n пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2, n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка (какой-то одной или обеих). Рас­смот­рим три слу­чая.

1)  Bстре­ча­ет­ся толь­ко пара  левая круг­лая скоб­ка 1, n пра­вая круг­лая скоб­ка . До и после этой пары может быть любое ко­ли­че­ство тен­ни­си­стов, но их по­ря­док фик­си­ро­ван. При­пи­шем спортс­ме­ну ин­декс 0, если он стоит слева от пары, и 1, если спра­ва. Для каж­до­го из остав­ших­ся n минус 2 тен­ни­си­стов до­пу­сти­мы оба ин­дек­са, по­это­му всего будет 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рас­ста­но­вок.

2)  Bстре­ча­ет­ся толь­ко пара  левая круг­лая скоб­ка 2, n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку пары  левая круг­лая скоб­ка n минус 1, n пра­вая круг­лая скоб­ка и (1, 2) не­до­пу­сти­мы, тен­ни­сист с рей­тин­гом n дол­жен сто­ять пер­вым в ряду, а тен­ни­сист с рей­тин­гом 1  — по­след­ним. Осталь­ные n минус 4 спортс­ме­на могут сто­ять как до пары  левая круг­лая скоб­ка 2, n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , так и после нее, но в фик­си­ро­ван­ном по­ряд­ке. Таких рас­ста­но­вок всего 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка .

3)  Встре­ча­ют­ся пары  левая круг­лая скоб­ка 1, n пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2, n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Любой из осталь­ных n минус 4 тен­ни­си­стов может рас­по­ла­гать­ся до пер­вой пары, между па­ра­ми и после вто­рой пары. Таких рас­ста­но­вок всего 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку пары  левая круг­лая скоб­ка 1, n пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2, n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка могут идти в любом по­ряд­ке, мы по­лу­ча­ем 2 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ва­ри­ан­тов.

Таким об­ра­зом, всего воз­мож­но

1 плюс 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

рас­ста­но­вок.

 

Ответ: 1 плюс 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Общая схема:

0 бал­лов  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник к ре­ше­нию за­да­чи не при­сту­пал или на­ча­тый ход ре­ше­ния пол­но­стью не­ве­рен;

1 балл  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник при­сту­пил к ре­ше­нию за­да­чи, ука­зал вер­ное на­прав­ле­ние ре­ше­ния за­да­чи и по­лу­чил пра­виль­ные про­ме­жу­точ­ные ре­зуль­та­ты, но при этом не про­дви­нул­ся на­столь­ко, чтобы можно было су­дить о том, каким об­ра­зом он со­би­рал­ся по­лу­чить окон­ча­тель­ный ответ (то есть весь ход ре­ше­ния не пред­став­лен);

2 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если вы­бран­ный участ­ни­ком ход ре­ше­ния за­да­чи яв­ля­ет­ся в прин­ци­пе пра­виль­ным, но при этом участ­ник не смог его ре­а­ли­зо­вать в силу серьёзных оши­бок;

3 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если ре­ше­ние яв­ля­ет­ся в целом пра­виль­ным, но со­дер­жит ошиб­ки, по­вли­яв­шие на ответ;

4 балла  — вы­став­ля­ет­ся, если участ­ник решил за­да­чу в целом пра­виль­но и по­лу­чил вер­ный ответ; при этом в ре­ше­нии до­пус­ка­ют­ся не­зна­чи­тель­ные не­точ­но­сти.

 

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на оцен­ку.

1.  Одна из ос­нов­ных целей Олим­пи­а­ды  — вы­яв­ле­ние у обу­ча­ю­щих­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. По­это­му в слу­чае пред­став­ле­ния участ­ни­ком ин­те­рес­но­го ори­ги­наль­но­го под­хо­да к ре­ше­нию за­да­чи, оцен­ка за ре­ше­ние может быть уве­ли­че­на на 1 балл.

2.  Пра­виль­ный ответ к за­да­че, при­ве­ден­ный без до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний, либо при на­ли­чии оши­бок в ре­ше­нии, либо при от­сут­ствии ре­ше­ния, не ведёт к уве­ли­че­нию оцен­ки, ко­то­рая вы­став­ля­ет­ся участ­ни­ку за дан­ную за­да­чу.

3.  Если участ­ник не довел за­да­чу до от­ве­та, то ито­го­вая оцен­ка за дан­ную за­да­чу не может пре­вы­шать 1 балл.

4.  Если за­да­ча ре­ше­на пе­ре­бо­ром воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, и при этом пе­ре­бор не­пол­ный, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 1 балла. Если участ­ник по­до­брал част­ное ре­ше­ние без обос­но­ва­ния и про­ве­рил его пра­виль­ность, то в этом слу­чае за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся до 0,5 бал­лов.

5.  Если за­да­ча ре­ше­на при до­пол­ни­тель­ном пред­по­ло­же­нии, ко­то­рое от­сут­ству­ет в усло­вии, то за за­да­чу вы­став­ля­ет­ся

а)  до 1 балла, если это пред­по­ло­же­ние можно до­ка­зать;

б)  до 0,5 бал­лов, если оно не обя­за­но вы­пол­нять­ся, но не про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи;

в)  0 бал­лов, если оно про­ти­во­ре­чит усло­вию.

6.  Если в ра­бо­те при­ве­де­ны два ре­ше­ния или от­ве­та к одной за­да­че, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу, то за за­да­чу ста­вит­ся 0 бал­лов.