сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дан не­рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник со сто­ро­на­ми a, b, c. Если су­ще­ству­ет тре­уголь­ник со сто­ро­на­ми a плюс b минус c, b плюс c минус a, a плюс c минус b, то рас­смат­ри­ва­ют этот новый тре­уголь­ник и с ним про­де­лы­ва­ют ту же про­це­ду­ру (и т. д.), в про­тив­ном слу­чае про­цесс за­кан­чи­ва­ет­ся.

а)  Может ли в этом про­цес­се встре­тить­ся тре­уголь­ник, по­доб­ный ис­ход­но­му?

б)  Может ли этот про­цесс про­дол­жать­ся бес­ко­неч­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть для опре­де­лен­но­сти, a мень­ше или равно b мень­ше или равно c, тогда три новых числа, оче­вид­но, будут удо­вле­тво­рять не­ра­вен­ствам

a плюс b минус c мень­ше или равно a плюс c минус b мень­ше или равно b плюс c минус a.

По­это­му ве­ли­чи­на \Delta=c минус a, рав­ная раз­но­сти между наи­боль­шей и наи­мень­шей сто­ро­ной, после одной про­це­ду­ры будет равна \Delta_1=2 левая круг­лая скоб­ка c минус a пра­вая круг­лая скоб­ка , а после n-ой про­це­ду­ры будет \Delta_n=2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c минус a пра­вая круг­лая скоб­ка .Зна­чит, если бы на n ом шаге тре­уголь­ник ока­зал­ся по­до­бен ис­ход­но­му, то ко­эф­фи­ци­ент по­до­бия был бы равен 2n, но, с дру­гой сто­ро­ны, боль­шая сто­ро­на за каж­дый шаг уве­ли­чи­ва­ет­ся менее, чем в два раза: дей­стви­тель­но, в про­тив­ном слу­чае по­лу­чи­ли бы не­ра­вен­ство

b плюс c минус a боль­ше или равно 2 c рав­но­силь­но c мень­ше или равно b минус a,

что про­ти­во­ре­чи­ло бы усло­вию на длины сто­рон.

б)  За­ме­тим, что пе­ри­метр тре­уголь­ни­ка со­хра­ня­ет­ся при дан­ной про­це­ду­ре, а по­сколь­ку ве­ли­чи­на \Delta_n рас­тет как гео­мет­ри­че­ская про­грес­сия со зна­ме­на­те­лем 2, она ста­нет боль­ше пе­ри­мет­ра, но это, оче­вид­но, про­ти­во­ре­чит по­ло­жи­тель­но­сти всех трех сто­рон тре­уголь­ни­ка. Ком­мен­та­рий. Рас­суж­де­ние пунк­та б), ос­но­ван­ное на со­хра­не­нии пе­ри­мет­ра, могло быть при­ме­не­но и в пунк­те a): тогда из по­до­бия тре­уголь­ни­ков сле­до­ва­ло бы их ра­вен­ство.

 

Ответ: a) нет; б) нет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Сим­во­лы-БаллыПра­виль­ность (оши­боч­ность) ре­ше­ния
+20 Пол­ное вер­ное ре­ше­ние
+.16Вер­ное ре­ше­ние. Име­ют­ся не­боль­шие не­до­че­ты, в целом не

вли­я­ю­щие на ре­ше­ние

±12Ре­ше­ние в целом вер­ное, но со­дер­жит ошиб­ки, либо про­пу­ще­ны слу­чаи,

не вли­я­ю­щие на ло­ги­ку рас­суж­де­ний

+/2 10Верно рас­смот­рен один (более слож­ный) из су­ще­ствен­ных

слу­ча­ев, верно по­лу­че­на ос­нов­ная оцен­ка

∓8До­ка­за­ны вспо­мо­га­тель­ные утвер­жде­ния, по­мо­га­ю­щие в ре­ше­нии за­да­чи
−.4Рас­смот­ре­ны толь­ко от­дель­ные важ­ные слу­чаи или име­ют­ся

на­чаль­ные про­дви­же­ния

−0Ре­ше­ние не­вер­ное, про­дви­же­ния от­сут­ству­ют
0Ре­ше­ние от­сут­ству­ет (участ­ник не при­сту­пал)

 

Если в за­да­че два пунк­та, то толь­ко за один ре­шен­ный пункт мак­си­маль­ная оцен­ка 10 бал­лов, а дру­гие (про­ме­жу­точ­ные) оцен­ки со­от­вет­ству­ют по­ло­вин­кам бал­лов при­ве­ден­ной таб­ли­цы. Ре­ко­мен­ду­ет­ся сна­ча­ла оце­ни­вать за­да­чу в сим­во­лах («плюс-ми­ну­сах»); при не­об­хо­ди­мо­сти оцен­ку в сим­во­лах можно до­пол­нить знач­ком–стрел­кой вверх или вниз, что скор­рек­ти­ру­ет со­от­вет­ству­ю­щую оцен­ку на один балл. На­при­мер, сим­вол ±↑ будет со­от­вет­ство­вать 13 бал­лам.