сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке PQR на ка­те­те PR как на диа­мет­ре по­стро­е­на окруж­ность, ко­то­рая пе­ре­се­ка­ет ги­по­те­ну­зу PQ в точке T. Через точку T про­ве­де­на ка­са­тель­ная к окруж­но­сти, ко­то­рая пе­ре­се­ка­ет катет RQ в точке S. Най­ди­те длину SQ, если PT  =  15, а QT  =  5.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ре­ше­ние ос­но­ва­но на двух про­стых на­блю­де­ни­ях. Во-пер­вых, \angle P T R=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , по­сколь­ку опи­ра­ет­ся на диа­метр. Во-вто­рых, ST и SR  — ка­са­тель­ные к окруж­но­сти из усло­вия, по­это­му S T=S R. Сле­до­ва­тель­но, в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке RTQ на ги­по­те­ну­зе QR от­ме­че­на такая точка S, что S T=S R хо­ро­шо из­вест­но, что тогда S  — се­ре­ди­на этой ги­по­те­ну­зы, Q S= дробь: чис­ли­тель: Q R, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

За­кон­чить ре­ше­ния можно не­сколь­ки­ми спо­со­ба­ми, при­ведём два из них.

Спо­соб I. Вы­со­та пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ч тео­ре­ма Пи­фа­го­ра. В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке PQR вы­со­та RT делит ги­по­те­ну­зу PQ на от­рез­ки P T=15 и Q T=5. По­лу­ча­ем, что R T в квад­ра­те =P T умно­жить на Q T=15 умно­жить на 5 ; по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра

Q R в квад­ра­те =Q T в квад­ра­те плюс R T в квад­ра­те =5 в квад­ра­те плюс 15 умно­жить на 5=100 \Rightarrrow Q S= дробь: чис­ли­тель: Q R , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =5 .

Спо­соб II. Тео­ре­ма о квад­ра­те ка­са­тель­кои์. По тео­ре­ме о квад­ра­те ка­са­тель­ной для ка­са­тель­ной QR и се­ку­щей QP имеем:

Q R в квад­ра­те =Q T умно­жить на Q P=5 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 5 плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка =100 \Rightarrrow Q S= дробь: чис­ли­тель: QR, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =5.

Ответ: 5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­нияБалл
Вер­ное ре­ше­ние без су­ще­ствен­ных не­до­че­тов+
В целом за­да­ча ре­ше­на, хотя и с не­до­че­та­ми+ −
За­да­ча не ре­ше­на, но есть за­мет­ное про­дви­же­ние− +
За­да­ча не ре­ше­на, за­мет­ных про­дви­же­ний нет
За­да­ча не ре­ша­лась0

Аналоги к заданию № 4552: 4568 Все