сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 6759
i

В ак­ва­ри­уме с про­зрач­ной жид­ко­стью уста­нов­ле­на тон­ко­стен­ная полая рав­но­бед­рен­ная приз­ма (см. рис.). Узкий пучок света па­да­ет па­рал­лель­но дну ак­ва­ри­ума и после про­хож­де­ния в приз­ме вы­хо­дит пер­пен­ди­ку­ляр­но ее бо­ко­вой грани. При каких зна­че­ни­ях по­ка­за­те­ля пре­лом­ле­ния жид­ко­сти это воз­мож­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Со­глас­но тео­ре­ме о ра­вен­стве углов со вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми сто­ро­на­ми угол па­де­ния равен по­ло­вин­но­му углу при вер­ши­не полой приз­мы: \varphi_1= дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , а угол пре­лом­ле­ния  — углу при вер­ши­не полой приз­мы, т. к. по усло­вию луч про­хо­дит пер­пен­ди­ку­ляр­но вто­рой грани: \varphi_2= альфа .

По за­ко­ну пре­лом­ле­ния:

n синус \varphi_1= синус \varphi_2 \Rightarrow n умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = синус альфа .

Вос­поль­зо­вав­шись фор­му­лой

 синус альфа =2 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,

на­хо­дим:  n=2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: альфа , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка . По фи­зи­че­ско­му смыс­лу за­да­чи 0 мень­ше альфа мень­ше дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . С уче­том этого не­ра­вен­ства по­лу­ча­ем:  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та мень­ше n мень­ше 2.

 

Ответ:  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та мень­ше n мень­ше 2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Этап ре­ше­нияБалл
Ис­поль­зо­ва­ние тео­ре­мы о ра­вен­стве углов со вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми сто­ро­на­ми1
Пра­виль­ная за­пись за­ко­на пре­лом­ле­ния с учётом гео­мет­ри­че­ских со­от­но­ше­ний за­да­чи2
Ис­поль­зо­ва­ние три­го­но­мет­ри­че­ских со­от­но­ше­ний для пре­об­ра­зо­ва­ния за­ко­на пре­лом­ле­ния2
Учёт фи­зи­че­ско­го смыс­ла при опре­де­ле­нии диа­па­зо­на воз­мож­ных зна­че­ний угла3
Вер­ные пре­де­лы для зна­че­ния по­ка­за­те­ля пре­лом­ле­ния2
Мак­си­маль­ный балл за пра­виль­ный обос­но­ван­ный ответ10
Класс: 11, 10