сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­фес­сор А. С. Клим­чик пред­ла­га­ет вам ре­шить сле­ду­ю­щую за­да­чу:

Дана си­сте­ма урав­не­ний, опи­сы­ва­ю­щая по­ло­же­ние и ори­ен­та­цию ис­пол­ни­тель­но­го ме­ха­низ­ма ро­бо­та на плос­ко­сти вида

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=a умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка ,y=a умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка , гамма =\varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3. конец си­сте­мы .

Най­ди­те кон­фи­гу­ра­цию  левая круг­лая скоб­ка \varphi_1, \varphi_2, \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка для за­дан­но­го по­ло­же­ния и ори­ен­та­ции  левая круг­лая скоб­ка x, y, гамма пра­вая круг­лая скоб­ка , а также из­вест­ных a, b, c. При каких a, b, c за­да­ча имеет ре­ше­ние?

Professor A. Klimchik suggests you the following problem:

A system of equations is given that describes the position and orientation of the robot’s actuator on the plane

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=a умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка ,y=a умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c умно­жить на синус левая круг­лая скоб­ка \varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка , гамма =\varphi_1 плюс \varphi_2 плюс \varphi_3. конец си­сте­мы .

Find the configuration  левая круг­лая скоб­ка \varphi_1, \varphi_2, \varphi_3 пра­вая круг­лая скоб­ка for a given position and orientation  левая круг­лая скоб­ка x, y, гамма пра­вая круг­лая скоб­ка , as well as known a, b, c. For what a, b, c does the problem have a solution?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­зим на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти трех­звен­ный ма­ни­пу­ля­тор (зве­нья длин |a|, |b|, |c|), пер­вое звено AB ко­то­ро­го  — от­ре­зок с на­ча­лом в A левая круг­лая скоб­ка 0, 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , а тре­тье  — от­ре­зок с кон­цом D левая круг­лая скоб­ка x, y пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда \varphi_1  — угол, об­ра­зо­ван­ный пер­вым зве­ном и осью x,  \varphi_2 и \varphi_3  — углы со­от­вет­ствен­но между пер­вым и вто­рым, и вто­рым и тре­тьим зве­нья­ми ма­ни­пу­ля­то­ра, а γ — угол между на­прав­лен­ным тре­тьим зве­ном и по­ло­жи­тель­ным на­прав­ле­ни­ем оси x. Изоб­ра­зим окруж­но­сти ωA и ωD с цен­тра­ми в точ­ках A и D и ра­ди­у­са­ми |a| и |c| со­от­вет­ствен­но. Век­тор \overrightarrowC D (тре­тье звено ма­ни­пу­ля­то­ра) об­ра­зу­ет из­вест­ный угол γ — таким об­ра­зом, точка C имеет ко­ор­ди­на­ты

 левая круг­лая скоб­ка x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма ; y минус c умно­жить на синус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка .

Изоб­ра­зим окруж­ность ωC с цен­тром в точке C и ра­ди­у­сом |b|.

Ко­ли­че­ство общих точек окруж­но­стей ωA и ωC равно ко­ли­че­ству ре­ше­ний за­да­чи. За­да­ча не имеет ре­ше­ний, если тре­уголь­ни­ка (пусть и вы­рож­ден­но­го) со сто­ро­на­ми |AC|, |a|, |b| не су­ще­ству­ет. Най­дем одно из ре­ше­ний за­да­чи. Рас­смот­рим тре­уголь­ник ABC (BC  — вто­рое звено ма­ни­пу­ля­то­ра). В нем |A B|=|a|, |B C|=|b| и

|A C|= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка y минус c умно­жить на синус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка .

Зная сто­ро­ны тре­уголь­ни­ка, най­дем его углы (ис­поль­зуя тео­ре­мы си­ну­сов и ко­си­ну­сов). Так,

\angle B A C= арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс |A C| в квад­ра­те минус b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2|a| умно­жить на |A C| конец дроби ,

при­чем

\varphi_1=\angle B A C плюс арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма , зна­ме­на­тель: y минус c умно­жить на синус гамма конец дроби .

Ана­ло­гич­но,

\varphi_2= Пи минус \angle A B C= Пи минус арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те минус |A C| в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2|a| умно­жить на | умно­жить на b| конец дроби .

На­ко­нец, \varphi_3= гамма минус \varphi_1 минус \varphi_2.

 

We represent on the coordinate plane a three-link manipulator (links of lengths |a|, |b|, |c|), the first link AB of which is a segment with the origin at A левая круг­лая скоб­ка 0, 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , and the third one is a segment with the end D левая круг­лая скоб­ка x, y пра­вая круг­лая скоб­ка . Then \varphi_1 is the angle formed by the first link and the x axis, \varphi_2 and \varphi_3 are the angles between the first and second, and the second and third links of the manipulator, respectively, and  гамма is the angle between the directed third link and the positive direction of the x axis. Draw circles ωA and ωD with centers at points A and D and radii |a| and |c|, respectively. The vector \overrightarrowC D (the third link of the manipulator) forms the known angle γ — thus the point C has coordinates

 левая круг­лая скоб­ка x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма ; y минус c умно­жить на синус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка .

Draw the circle ωC centered at C with radius of |b|. The number of common points of the circles ωA and ωC is equal to the number of solutions to the problem. The problem has no solutions if a triangle (even if it has angle of 0) with sides |AC|, |a|, |b| does not exist.

Let's find one of the solutions to the problem. Consider triangle ABC (BC is the second link of the manipulator). In it |A B|=|a|, |B C|=|b| and

|A C|= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка y минус c умно­жить на синус гамма пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка .

Knowing the sides of the triangle, we find its angles (using al-Kashi's theorem and law of sines). So,

\angle B A C= арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс |A C| в квад­ра­те минус b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2|a| умно­жить на |A C| конец дроби ,

and

\varphi_1=\angle B A C плюс арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма , зна­ме­на­тель: y минус c умно­жить на синус гамма конец дроби .

Similarly,

\varphi_2= Пи минус \angle A B C= Пи минус арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те минус |A C| в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2|a| умно­жить на |b| конец дроби .

Finally, \varphi_3= гамма минус \varphi_1 минус \varphi_2 .

 

Ответ: \varphi_1=\angle B A C плюс арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: x минус c умно­жить на ко­си­нус гамма , зна­ме­на­тель: y минус c умно­жить на синус гамма конец дроби ; \varphi_2= Пи минус арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те минус |A C| в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2|a| умно­жить на |b| конец дроби ; \varphi_3= гамма минус \varphi_1 минус \varphi_2 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Опи­са­ние си­сте­мы бал­лов за ре­ше­ние задач

I. Пер­вич­ная оцен­ка ре­ше­ния каж­дой за­да­чи вы­став­ля­ет­ся по 5-балль­ной шкале, где

0 — за­да­ча не ре­ше­на или ре­ше­на не­вер­но из-за гру­бых оши­бок в рас­суж­де­ни­ях;

1 — за­да­ча ре­ше­на не­вер­но, но при­сут­ству­ет пло­до­твор­ная идея, при­ме­ни­мая для ре­ше­ния за­да­чи;

2 — за­да­ча ре­ше­на не­вер­но, но при­сут­ству­ет и ча­стич­но при­ме­не­на пло­до­твор­ная идея, до­стиг­нут не­ко­то­рый про­гресс в ре­ше­нии;

3 — за­да­ча ре­ше­на ча­стич­но либо пол­но­стью, но с су­ще­ствен­ны­ми ариф­ме­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми при на­ли­чии пра­виль­но­го хода рас­суж­де­ний;

4 — за­да­ча ре­ше­на верно, но с не­зна­чи­тель­ны­ми ошиб­ка­ми;

5 — за­да­ча пол­но­стью ре­ше­на.

II. Для каж­дой за­да­чи вы­чис­ля­ет­ся сред­ний балл (M) по ре­зуль­та­там ее ре­ше­ния всеми участ­ни­ка­ми.

III. Ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент (K) каж­дой за­да­чи вы­чис­ля­ет­ся по про­стой фор­му­ле:

 K=10 минус 1,8 умно­жить на M .

Таким об­ра­зом, ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент за­да­чи может из­ме­нять­ся в пре­де­лах от 1 до 10 в за­ви­си­мо­сти от сред­не­го балла участ­ни­ков за эту за­да­чу.

IV. Балл каж­до­го участ­ни­ка за каж­дую за­да­чу умно­жа­ет­ся на ве­со­вой ко­эф­фи­ци­ент этой за­да­чи.

V. Баллы, на­бран­ные участ­ни­ком, сум­ми­ру­ют­ся с округ­ле­ни­ем до бли­жай­ше­го це­ло­го в боль­шую сто­ро­ну.

 

Specification of the score system

I. Pre-score of the solution to each problem is set on a 5-point scale, where

0 — a task was not solved or solved incorrectly due to gross reasoning blunder;

1 — a task was solved incorrectly but there is a fruitful idea that can be used to solve the task;

2 — a task was solved incorrectly but a fruitful idea is present and partially applied, some progress has been made in the solution;

3 — a task was solved partially or completely but with significant arithmetic errors in the presence of the correct line of reasoning;

4 — a task was solved correctly but with minor errors;

5 — a task was solved completely.

II. An average score (M) is calculated based on the results of all participants for each task.

III. The weighting factor (K) of each task is calculated using a simple formula:

 K=10 минус 1,8 умно­жить на M.

Thus, the weighting coefficient of a task can vary from 1 to 10 , depending on the average score of the participants for this task.

IV. Each participant's score for each task is multiplied by the weighting factor of that task.

V. The points scored by the participant are summed and rounded up to the nearest integer.