сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В школе любые два ребёнка либо дру­жат друг с дру­гом, либо нет. Назовём ребёнка об­щи­тель­ным, если он дру­жит хотя бы с тремя дру­ги­ми детьми. Из­вест­но, что в школе есть n об­щи­тель­ных детей, а также ровно 11 детей, у ко­то­рых всего один друг. При каком наи­мень­шем n за­ве­до­мо найдётся не­сколь­ко детей, ко­то­рых можно по­са­дить за круг­лый стол так, чтобы каж­дый знал обоих своих со­се­дей?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть в школе всего N детей. Будем пред­став­лять детей в виде вер­шин графа, а факт друж­бы между детьми в виде ребра, со­еди­ня­ю­щие вер­ши­ны, со­от­вет­ству­ю­щие дру­зьям. Если n боль­ше или равно 10, то сумма сте­пе­ней вер­шин не мень­ше чем

 11 плюс 2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка N минус 11 минус n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3 n боль­ше или равно 2 N плюс n минус 11 боль­ше или равно 2 N минус 1.

Сумма сте­пе­ней вер­шин чет­ная, то она равна как ми­ни­мум 2 N, а тогда ребер хотя бы N, из чего сле­ду­ет, что най­дет­ся цикл, а зна­чит при n  =  10 за­ве­до­мо найдётся не­сколь­ко детей, ко­то­рых можно по­са­дить за круг­лый стол так, чтобы каж­дый знал обоих своих со­се­дей (оче­вид­но, что дру­зья знают друг друга).

Если же n  =  9, то можно по­стро­ить при­мер, когда цикла не будет и, сле­до­ва­тель­но, ука­зан­ная рас­сад­ка не воз­мож­на. На­при­мер, возь­мем 11 вер­шин, со­еди­ним их путем (10 ребер) и затем ко всем вер­ши­нам, кроме кон­цов до­ба­вим «ви­ся­чую» вер­ши­ну, как по­ка­за­но на ри­сун­ке ниже.

 

Ответ: 10.


Аналоги к заданию № 9002: 9010 Все