сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник с углом \varphi при вер­ши­не впи­сан в рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник со сто­ро­ной 2 так, что эта вер­ши­на сов­па­да­ет с се­ре­ди­ной сто­ро­ны рав­но­сто­рон­не­го тре­уголь­ни­ка.

а)  Най­ди­те вы­ра­же­ние для пло­ща­ди S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка этого тре­уголь­ни­ка.

б)  По­ка­жи­те, что

S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 3 синус \varphi, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 8 синус в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: \varphi, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i6 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби .

в)  До­ка­жи­те, что S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть из­на­чаль­ный тре­уголь­ник имеет вер­ши­ны A, B, C, а впи­сан­ный в него  — вер­ши­ны D при­над­ле­жит AC, E при­над­ле­жит AB, F при­над­ле­жит BC, при­чем AD=DC=1 и \angle EFD=\angle \varphi. По усло­вию также DE=DF, то есть точки E, F лежат на окруж­но­сти с цен­тром в точке D. Такая окруж­ность может пе­ре­се­кать сто­ро­ны AB и BC один или два раза. По­это­му воз­мож­ны два прин­ци­пи­аль­но раз­лич­ных слу­чая.

1)  Ско­рее всего имел­ся в виду па­рал­лель­ность EF и AC. Тогда AE=FC, тре­уголь­ни­ки AED и CFD равны по трем сто­ро­нам,

\angle EDA= левая круг­лая скоб­ка 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle EDF пра­вая круг­лая скоб­ка :2=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi,

и

\angle AED=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle EAD минус \angle ADE= 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка 90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка =30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi.

По тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка AED по­лу­ча­ем

 дробь: чис­ли­тель: AD, зна­ме­на­тель: синус \angle AED конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ED, зна­ме­на­тель: синус \angle EAD конец дроби , ED= дробь: чис­ли­тель: 1 умно­жить на синус 60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: синус левая круг­лая скоб­ка 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 синус левая круг­лая скоб­ка 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби .

Зна­чит

S_EDF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби синус \varphi умно­жить на ED умно­жить на DF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби синус \varphi умно­жить на ED в квад­ра­те =

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби синус \varphi умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 синус левая круг­лая скоб­ка 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 3 синус \varphi, зна­ме­на­тель: 8 синус в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби .

2)  Пря­мые EF и AC па­рал­лель­ны. Опу­стим из D пер­пен­ди­ку­ля­ры DH и DK на AB и BC со­от­вет­ствен­но. Тогда одна из точек E и F по­па­дет на от­ре­зок со­от­вет­ствен­но AH и CK, а вто­рая  — нет. Пусть, для опре­де­лен­но­сти, E при­над­ле­жит AH. Рас­смот­рим точку E_1 при­над­ле­жит AB, сим­мет­рич­ную E от­но­си­тель­но H. Тогда тре­уголь­ни­ки EDH и E_1DH равны по двум ка­те­там, DE_1=DE=DF, и пря­мые E1F и AC па­рал­лель­ны. Обо­зна­чим также \angle EDH= альфа , тогда

\angle E_1DA=\angle E_1DH плюс \angle HDA= альфа плюс левая круг­лая скоб­ка 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка =30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс альфа ,

от­ку­да

\angle E_1DF=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle ADE_1 минус \angle FDC=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2\angle ADE_1=

=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 левая круг­лая скоб­ка 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс альфа пра­вая круг­лая скоб­ка =120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 альфа .

Тогда

\varphi=\angle FDE=\angle FDE_1 плюс \angle E_1DE=120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 альфа плюс 2 альфа =120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка ,

то есть вто­рой слу­чай воз­мо­жен толь­ко при \varphi=120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Далее,

DH=d левая круг­лая скоб­ка D, AB пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка C,AB пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка B,AC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби BD=

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AB в квад­ра­те минус AD в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус 1 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

по­это­му ED= дробь: чис­ли­тель: HD, зна­ме­на­тель: ко­си­нус альфа конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 ко­си­нус альфа конец дроби и

S_EDF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на синус 120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на DE умно­жить на DF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на DE в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 16 ко­си­нус в квад­ра­те альфа конец дроби ,

по­это­му опре­де­лить ответ од­но­знач­но в этом слу­чае не­воз­мож­но. Можно лишь дать гра­ни­цы для ответ  —  альфа при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; 30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка ,  ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка альфа пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  ко­си­нус в квад­ра­те альфа при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка и S при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 16 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка (в слу­чае, когда H=E, по­лу­ча­ем преды­ду­щий слу­чай, его ответ при­ш­лось до­ба­вить, по­это­му ин­тер­вал по­лу­от­кры­тый).

 

б)  Обо­зна­чив через a бо­ко­вую сто­ро­ну рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка (см. рис.), по тео­ре­ме си­ну­сов

\dfrac a синус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби =\dfrac 1 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2 Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: Пи минус \varphi, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,

от­ку­да a=\dfrac ко­рень из 3 2 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: \varphi, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка и

S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка =\dfraca в квад­ра­те 2 синус \varphi=\dfrac3 синус \varphi8 синус в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка \tfrac Пи 6 плюс дробь: чис­ли­тель: \varphi, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  Чтобы упро­стить ис­сле­до­ва­ние функ­ции S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка , удоб­но сде­лать за­ме­ну t= ко­рень из 3 тан­генс дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2 при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка :

 S левая круг­лая скоб­ка \varphi пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 3 синус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2 ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка ко­рень из 3 синус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2 плюс ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 тан­генс дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка ко­рень из 3 тан­генс дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: v конец дроби arphi 2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: t ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка t плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби =g левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка , \quad

при  t боль­ше 0, от­ку­да \max g левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.