сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 30 № 951
i

а)  Най­ди­те пло­щадь под­гра­фи­ка функ­ции

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =\min левая фи­гур­ная скоб­ка ко­рень из x , 2 минус x пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0;2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

б)  По­ка­жи­те, что  при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни 1 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та dx= дробь: чис­ли­тель: зна­ме­на­тель: p конец дроби i4.

в)  До­ка­жи­те, что для любых че­ты­рех чисел a, b, p, q боль­ше 0, где  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: p конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: q конец дроби =1, верно не­ра­вен­ство

 при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни a x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка p минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка dx плюс при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни b x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка q минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка dx боль­ше или равно ab.

В каком слу­чае имеет место ра­вен­ство?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Гра­фик функ­ции f изоб­ра­жен на ри­сун­ке, и ис­ко­мая пло­щадь равна

 при­над­ле­жит t_0 в сте­пе­ни 1 ко­рень из x dx плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби .

б)  По­сколь­ку урав­не­ние y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та за­да­ет верх­нюю по­лу­окруж­ность с ра­ди­у­сом 1 (см. рис.), то дан­ный ин­те­грал равен чет­вер­ти пло­ща­ди круга, т. е.  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

 

в)  Пре­жде всего за­ме­тим, что функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка p минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка и g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка q минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка яв­ля­ют­ся вза­им­но об­рат­ны­ми, по­это­му пер­вый ин­те­грал равен пло­ща­ди кри­во­ли­ней­но­го тре­уголь­ни­ка OAC (см. рис.), вто­рой  — пло­ща­ди OBE, а объ­еди­не­ние этих двух фигур со­дер­жит пря­мо­уголь­ник OADB, пло­щадь ко­то­ро­го равна ab. Ра­вен­ство имеет место, если точки E и C сов­па­да­ют, т. е. при a=b в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка q минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Соб­ствен­но го­во­ря, ме­то­ди­че­ская идея по­стро­е­ния дан­ной за­да­чи со­сто­я­ла в том, чтобы под­ве­сти уча­щих­ся к ре­ше­нию пунк­та в).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

Мак­си­мум за сюжет 12 бал­лов. При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.

Классификатор: Ана­лиз. Ин­те­грал