Спрятать решениеРешение. a) Решим задачу двумя способами.
Ⅰ способ. Ясно, что Ясно также, что если имеет место разложение то и Преобразование
показывает, что многочлен p3(x) действительно делится на q(x), а частное равно Теперь уже нетрудно догадаться, что
и затем проверить это тождество, например по индукции.
Ⅱ способ.. Трехчлен q(x) имеет комплексные корни Многочлен pn(x) делится на q(x), если числа z1, 2 являются также и его корнями. Преобразование:
показывает, что это действительно так. Обозначим тогда
в чем можно убедиться, раскрыв скобки (на самом деле второй множитель подбирался так — ясно, что он тоже второй степени и начинается с чтобы дать а его свободный член равен чтобы сходился свободный член произведения. Наконец средний коэффициент противоположен к чтобы коэффициент при оказался бы нулем).
б) Вероятно в условии опечатка, нужно про
Дискриминант равен при всех Поэтому вещественных корней это уравнение не имеет
в) Докажите, что при всех натуральных многочлен делится на
Разберем сразу случай Тогда нужно доказать, что многочлен делится на какой-то квадратный трехчлен, что очевидно. В остальных случаях Найдем комплексные корни Это будут
Обозначим тогда
Убедимся, что эти числа являются корнями многочлена — этого достаточно, чтобы утверждать, что делится на Более того, поскольку имеет вещественные коэффициенты, достаточно проверить, что его корнем будет z - тогда тоже будет корнем. Подставляя получим
Утверждение доказано.
Спрятать критерииКритерии проверки: За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |