Всего: 62 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–62
Добавить в вариант
Найдите все корни уравнения лежащие на интервале
Преобразуем:
Замена:
Тогда
Замена:
Уравнение примет вид
Имеется корень и левая часть может быть разложена на множители следующим образом:
(1)
Так как то Следовательно,
При таких z многочлен пятой степени в левой части (1) принимает только отрицательные значения, так как и Поэтому — единственный корень уравнения (1). Далее легко найти, что и
Ответ:
Докажите, что для всех справедливо неравенство:
Указание: воспользуйтесь выпуклостью вниз графика функции на интервале
Выполним преобразования
По условию Следовательно, числа лежат на интервале Рассмотрим функцию Её вторая производная положительна для всех значит, на этом интервале функция выпукла вниз.
На координатной плоскости отметим точки Левая часть последнего неравенства – сумма ординат точек A и B или, что тоже самое, – удвоенная ордината точки K – середины отрезка AB. Аналогично, правая часть последнего неравенства – удвоенная ордината точки M – середины CD. Поскольку выпукла вниз, весь отрезок AB расположен «выше» отрезка CD, а значит ордината точки K больше ординаты точки M. Неравенство доказано.
а) Докажите, что уравнение имеет два различных действительных корня, если Верно ли обратное утверждение?
б) Решите уравнение
в) Изобразите на плоскости множество всех таких пар действительных чисел, что функция монотонна на всей числовой прямой.
г) Абсциссы двух точек пересечения некоторой прямой с графиком функции равны и Найдите абсциссы остальных точек пересечения.
а) Пусть Так как то значит, парабола, являющаяся графиком функции p, пересечет ось абсцисс в двух разных точках. Обратное утверждение неверно, пример — на рисунке.
б) Из цепочки
следует, что и
Ответ:
в) На рисунке изображено множество пар заданное неравенством так как производная данной функции должна сохранять знак на всей оси.
Ответ: см. рисунок.
г) Абсциссы точек пересечения прямой с графиком функции являются корнями уравнения
следовательно, их сумма равна нулю.
Ответ:
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Решите неравенства:
а)
б)
в) Докажите, что уравнение имеет решения при любых целых k.
а) Сделав замену получим неравенство которое можно решить стандартным методом, однако с некоторой целью построим график функции, заданной формулой (см. рисунок). Ясно, что неравенство выполняется при значит,
Ответ:
б) Замена приводит к неравенству или где
Ответ:
в) Аналогично предыдущим пунктам, сделав замену получим уравнение или Множеством значений при является объединение лучей (см. рис.), которое содержит все целые числа.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
б) Замена приводит к неравенству или где
а) Докажите, что уравнение имеет два различных действительных корня, если Верно ли обратное утверждение?
б) Решите уравнение
в) Изобразите на плоскости множество всех таких пар действительных чисел, что неравенство верно при всех
г) Существует ли прямая, пересекающая кривую в трех различных точках?
а) Пусть Заметим, что
то есть и имеют разные знаки. Значит, на отрезке есть один корень уравнения а всего корней два (если бы он был один, то график касался бы оси абсцисс и функция не принимала бы значений разных знаков). Обратное утверждение неверно, если, например, оба корня не лежат на этом отрезке, как у трехчлена тогда корнями будут и а
б) Так как то равенство возможно лишь в тех случаях, когда откуда
откуда Поскольку k и l — целые числа, а получаем следующие варианты: или или или, наконец, и
Ответ:
в) Неравенство задает множество пар лежащих в квадрате со сторонами, параллельными биссектрисам координатных углов, имеющем центр в точке с координатами Множество пар лежащих в каждом таком квадрате при является прямоугольником.
Ответ: см. рисунке.
г) Возьмем для примера прямую, проходящую через точки с координатами и (смотрите решение соответствующего пункта варианта 9).
Ответ: да, существует.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Решите неравенства:
а)
б)
в) Найдите все такие целые k, что уравнение не имеет решений.
а) Неравенство определено при и при таких x можно домножить его на и возвести потом в квадрат (обе части будут неотрицательны)
Корнями уравнения будут поэтому множеством решения неравенства будут Ясно, что поэтому учитывая условие получим окончательный ответ
Ответ:
б) Найдем область определения неравенства. Требуется выполнение следующих условий: и Последнее условие дает и Вместе с первыми получим область определения
Теперь преобразуем неравенство и сделаем замену тогда и
Неравенство примет вид
С помощью метода интервалов получим ответ Отсюда где Поскольку все такие x входят в ОДЗ неравенства, это и есть окончательный ответ.
Ответ:
в) Преобразуем уравнение
Обозначим тогда уравнение примет вид и нам нужно, чтобы это уравнение не имело корней на промежутке Для этого достаточно, чтобы были положительны значения в концах этого отрезка и при если то есть при
Подставляя получим т. е. где Подставляя получим т. е. где Подставляя получим
Первым двум условиям удовлетворяют При этом для этих условий достаточно. Для прочих k еще нужно выполнение условий поэтому не подходит. Окончательно
Ответ:
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Постройте эскиз графика функции
б) Изобразите на плоскости множество точек для которых при всех x верно неравенство
в) Найдите наибольший радиус круга, лежащего в верхней полуплоскости, касающегося оси абсцисс в начале координат и не имеющего других общих точек с параболой
г) Докажите, что при всех натуральных n.
а) Ясно, что функция определена только при и при условии то есть При таких x преобразуем функцию
Обозначим временно и решим неравенство Метод интервалов дает ответ то есть
Если бы мы строили график то он был бы гиперболой с вертикальной асимптотой и горизонтальной Поскольку
Ответ: см. рис.
б) Перепишем неравенство в виде
Ясно, что принимает все значения от −1 до 1 включительно. Тогда наименьшее значение левой части равно а знак можно выбрать так, чтобы результат был отрицательным. Итак, требуется чтобы И наоборот, выполнения этого неравенства достаточно, чтобы условие выполнялось всегда. Построим график и отметим все точки ниже этого графика.
Ответ: (см. рис.).
в) Обозначим центр этого круга за
Значит либо (это разрешается), либо Это уравнение не имеет корней при имеет корень при и имеет другие корни при Поэтому максимальный радиус круга равен
Ответ:
г) Пусть Если то а при
Осталось заметить, что
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите неравенство
б) Решите неравенство
в) Докажите, что не существует прямых, касающихся графика функции в двух разных точках.
а)Преобразуем неравенство
Поскольку знак выражения совпадает со знаком выражения можно записать неравенство в виде
Первый множитель положителен при отрицателен при и равен нулю при Второй множитель, представляет собой убывающую функцию ( убывает, x возрастает, равную нулю при поэтому он положителен при и отрицателен при а при он не определен. Нужно, чтобы множители имели одинаковый знак, поэтому ответом будет
Ответ:
б) Обозначим тогда
Поскольку тогда Поделим на него получим или В первое неравенство годятся только x, при которых то есть Неравенство имеет решения
при Окончательно
Ответ:
в) Если бы такая прямая существовала, то ее угловой коэффициент был бы равен значению производной функции в двух различных точках. Поскольку
квадратный трехчлен, его значения одинаковы в точках, симметричных относительно Допустим это точки причем Тогда уравнения касательных будут
и, аналогично, Тогда получим
Поскольку можно разделить на тогда
Значит и должны быть корнями уравнения
Но это уравнение можно записать в виде поэтому у него нет двух различных корней. Кубический многочлен не может делиться
Теорема. Пусть — многочлен и Тогда делится на Действительно, так как то где — многочлен. Продифференцировав это равенство, получаем откуда значит, и
Следствие. Если прямая, заданная уравнением касается графика многочлена в точке то разность делится на
Докажем теперь, что график многочлена четвертой степени имеет не более одной прямой, касающейся его в двух различных точках. Если прямая ( — линейная функция) касается графика в точках с абсциссами и то разность делится на значит,
где — квадратный трехчлен. Пусть — еще одна двойная касательная. Тогда откуда
Если то такое равенство невозможно, поскольку в его правой части находится многочлен по крайней мере второй степени.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
a) Решите неравенство
б) Решите неравенство
в) Найдите все прямые, касающиеся графика функции в двух различных точках.
Два первых пункта этой задачи абсолютно стандартны.
а) Решите неравенство
Ответ:
б) После замены и обычных преобразований получаем неравенство значит, (учитывая, что или
Ответ:
в) Решение задачи этого пункта уже не является стандартным. Целесообразно записать
График касается оси абсцисс в точках и (см. рис.), поэтому график данной функции касается прямой в точках с такими же абсциссами. Этот факт очевиден с геометрической точки зрения. Пусть два графика имеют общую касательную. Если добавить к каждой из данных функций одно и то же слагаемое, то новые графики также будут иметь общую касательную. Приведем в нашем случае и формальное доказательство.
Пусть и Имеем: и поэтому
Остается открытым вопрос о единственности такой «двойной» касательной. С геометрической точки зрения все очевидно, достаточно взглянуть на эскиз графика функции g (см. рис.). Для аккуратного доказательства единственности следовало бы использовать выпуклость этого графика, поэтому мы изберем другой, алгебраический, подход.
Поскольку утверждение, которое мы сейчас докажем, имеет общий характер, сформулируем его в виде теоремы.
Теорема. Пусть — многочлен и Тогда делится на
Действительно, так как то где — многочлен. Продифференцировав это равенство, получаем откуда значит, и
Следствие. Если прямая, заданная уравнением касается графика многочлена в точке то разность делится на (Попробуйте доказать это следствие самостоятельно).
Докажем теперь, что график многочлена четвертой степени имеет не более одной прямой, касающейся его в двух различных точках.
Если прямая ( — линейная функция) касается графика в точках с абсциссами и то разность делится на значит,
где — квадратный трехчлен. Пусть — еще одна двойная касательная. Тогда откуда
Если то такое равенство невозможно, поскольку в его правой части находится многочлен по крайней мере второй степени.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Найдите наименьшее положительное решение уравнения
б) Найдите число решений уравнения
в) Докажите, что уравнение имеет ровно два решения.
г) Найдите наибольшее по абсолютной величине значение выражения при
а) Замена приводит к уравнению откуда Корнями последнего уравнения являются числа 2 и Поскольку функция возрастающая, а то отсюда и следует ответ.
Ответ:
б) Два решения при одно — при (см. рис.).
в) Так как то графики правой и левой частей данного уравнения выглядят так, как показано на рисунке. Строгое доказательство приведено в Дополнении.
Ответ: два корня.
г) Если тогда отсюда
Ответ: 576.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Найдите наименьшее положительное решение уравнения
б) Найдите число решений уравнения
в) Докажите, что уравнение имеет ровно два решения.
г) Докажите, что выражение принимает любое действительное значение тогда и только тогда, когда только одно из чисел a, b лежит между c и d.
а) Обозначим тогда
и Уравнение примет вид
У многочлена в левой части есть корень поэтому многочлен в левой части раскладывается на множители, один из которых равен Выделим его Значит, либо либо
Ясно, что каждое свое положительное значение впервые при положительном x принимает на
что очевидно, на самом деле Значит, наименьший положительный корень уравнения
Ответ:
б) Запишем уравнение в виде и изобразим графики обеих частей.
Правая часть дает график, похожий на только отраженный относительно вертикальной оси, сдвинутый вправо на 5 и вниз на −2.
Левая часть дает прямую, проходящую через начало координат. При очевидно есть одна общая точка, как и при
При уменьшение a поворачивает прямую вокруг начала координат. При будет два корня — один при отрицательных x, второй при положительных.
При дальнейшем уменьшении a отрицательный корень будет всегда, а положительный исчезнет после того, как прямая пройдет через начальную точку графика и Это случится когда или
Итак, получаем ответ. При
Ответ: два решения при одно — при
в) Перепишем уравнение в виде Заметим, что при левая часть равна
при левая часть равна
при левая часть равна Отсюда по непрерывности
Докажем, что корней не больше двух. Как известно, между двумя корнями непрерывно дифференцируемой функции всегда есть корень ее производной (это следствие теоремы Ролля), поэтому если корней больше двух, то у производной больше одного корня. Но производная равна
Итак, требуется найти условие, при котором для любого числа α существует решение квадратного уравнения
или
(случай следует рассмотреть отдельно). Преобразуем дискриминант этого квадратного уравнения:
Положим для краткости
и
Тогда
и
Квадратное уравнение (относительно x) имеет решение тогда и только тогда, когда при всех α верно неравенство для чего необходимо и достаточно, чтобы дискриминант квадратичного относительно α выражения был не положителен. Проделанные вычисления показывают, что последний дискриминант равен
Для завершения доказательства осталось проверить, что неравенство
имеет место, когда одно из чисел a, b лежит между c и d.
г) Будем считать, что По условию, уравнение должно быть разрешимо для любого k. Преобразуем это уравнение получим
При уравнение сводится к то есть к Это уравнение имеет корни всегда, кроме возможно случая, когда что невозможно, если ровно одно из чисел a и b лежит между c и d (например, если то аналогично разбираются и другие варианты), а мы ниже установим, что это условие выполнено.
При прочих k получаем квадратное уравнение
Его дискриминант должен быть неотрицателен. Вычислим его:
Для того, чтобы это выражение было всегда неотрицательно (теоретически кроме но если квадратный трехчлен неотрицателен везде, кроме одной точки, то он неотрицателен и в ней), необходимо и достаточно чтобы старший коэффициент этого квадратного трехчлена от k был положителен (это так) и его дискриминант был не положителен. Вычислим его:
Равенство нулю невозможно, поскольку a, b, c, d различны. Значит, на самом деле это выражение меньше нуля, откуда и имеют различные знаки. Но выражение отрицательно при и отрицательно при и значит, одно из чисел a и b лежит между c и d, а другое не лежит.
Обратно. Пусть числа расположены именно так. Тогда поэтому дискриминант трехчлена
не положителен, поэтому его значения всегда неотрицательны и трехчлен
всегда имеет корни, кроме того при уравнение разрешимо. Значит, функция действительно принимает все значения.
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите неравенство
б) Верно ли, что при всех справедливо неравенство
в) Изобразите на координатной плоскости множество всех точек таких что уравнение
а) Ответ:
б) Данное неравенство можно, к примеру, преобразовать к виду
Осталось решить неравенство
Ответ: Да, верно.
в) Действительно, поскольку график функции есть верхняя половина гиперболы, то при прямая пересекается с этим графиком тогда и только тогда, когда Если же то они пересекаются при
Ответ: или
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите неравенство
б) Найдите все числа для которых верно неравенство
в) Изобразите на координатной плоскости множество всех точек таких что уравнение
Ответ: а) б) в)
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите неравенство
б) Решите уравнение
в) Найдите все b, при которых система неравенств
имеет единственное решение.
а) Преобразуем исходное выражение при условии (иначе оно не определено) и рационализируем его
Вернемся к неравенству
Множитель положителен при и на знак не влияет. Корнями остальных множителей будут и причем
а и меньше двойки и нас не интересуют. С помощью метода интервалов получим ответ на
Ответ:
б) Домножим уравнение на отметив сразу, что точки не являются корнями исходного уравнения, поскольку для них и но Решим
Осталось выкинуть точки вида поскольку они появились в ответе от умножения на Они получаются, если k делится на 3 но не на 6. Окончательно и
Ответ:
в) Найдите все b, при которых система неравенств имеет единственное решение.
Очевидно, что если пара чисел подходит в систему, то и пара чисел подходит в систему, поэтому единственным решение может быть только если Далее, из пар вида должна подходить ровно одна (больше одной нельзя по условию, а если не подходит ни одна, то единственного решения не будет), то есть
Перепишем его в виде Тогда трехчлен должен иметь единственный корень (если корней два, то на роль x подойдет любое число между корнями, а если корней нет вовсе, то у неравенства не будет решений). Тогда его дискриминант откуда Осталось убедиться, что система неравенств
имеет только решение Сложив неравенства, получим
Ответ:
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите систему
б) Существует ли многочлен имеющий девять различных действительных корней, все коэффициенты ai которого по модулю не превосходят 0,001?
в) Докажите неравенство
а) Неравенство приводится к виду где поскольку Из первого уравнения получаем или Разберем два случая.
Если то или где
При получим и второе уравнение примет вид т. е. или
При получим и второе уравнение примет вид или
Если то или
При получим и второе уравнение примет вид где
При получим и второе уравнение примет вид где
Ответ:
б) Действительно, положим Ясно, что если корни xi достаточно малы, то и коэффициенты многочлена малы. Можно написать явные оценки, но лучше провести следующее рассуждение.
Пусть
Коэффициенты этого многочлена имеют вид Поскольку при то найдется такое натуральное число n, что i = 1, 2, ..., 9.
Ответ: Да, существует.
в) Обозначим Тогда неравенство можно записать в виде
Что верно, поскольку поэтому и
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Решите систему
б) Существует ли многочлен имеющий восемь различных действительных корней, все коэффициенты ai которого по модулю не превосходят 0,001?
в) Докажите неравенство
а) Из первого уравнения получаем или Разберем два случая.
Если то или При получим и второе уравнение примет вид отсюда При получим и второе уравнение примет вид т. е.
Если то можно поменять мысленно местами x и y и получить предыдущий случай.
Ответ:
б) Да, существует. Рассмотрим многочлен
Пусть и Рассмотрим тогда многочлен
Этот многочлен имеет корни и его коэффициенты не превосходят
в) Обозначим Тогда неравенство можно записать в виде
Что верно, поскольку поэтому и
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Существует ли геометрическая прогрессия, среди членов которой имеются числа 2, 3 и 5?
б) Решите уравнение (здесь — это целая часть числа, т. е. наибольшее целое число, его не превосходящее).
в) Найдите количество лежащих на кривой точек плоскости, координаты которых суть целые числа.
г) Два шахматиста играют матч до первой победы. Известно, что во встречах друг с другом каждый из них, играя белыми фигурами, побеждает с вероятностью а проигрывает с вероятностью (тем самым с вероятностью в каждой из партий фиксируется ничья). Если в 40 партиях матча будет зафиксирована ничья, то для определения победителя кидают жребий. Оцените (с разумной точностью) шансы на выигрыш того игрока, с хода которого начнется этот матч.
а) Действительно, если и то т. e. что невозможно.
Ответ: Нет, не существует.
б) Так как левая часть уравнения может принимать лишь значения то осуществим перебор.
Пусть Тогда откуда Имеем так что и этот случай невозможен.
Пусть или В первом случае Из
Пусть Таким образом,
Пусть или В этом случае так что решений нет.
Наконец, пусть Тогда а число k должно быть четно. Таким образом,
Ответ:
в) Имеем: Так как числа x + y и x − y, будучи целыми, имеют одинаковую четность, то и где Таким образом, количество решений данного уравнения совпадает с количеством чисел
Ответ: 24 точки.
г) Вероятность того, что все 40 партий закончатся вничью, равна поэтому будем считать, что матч продолжается до первой победы. Вероятность победы игрока, который в первой партии играет белыми фигурами, равна сумме ряда
здесь — вероятности его победы при игре белыми, соответственно, черными фигурами, — вероятность ничьи.
Другое решение: Искомая вероятность является решением уравнения
Ответ: шансы первого игрока — так как вероятность его победы почти равна
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
а) Существует ли геометрическая прогрессия, среди членов которой имеются числа 3, 7 и 10?
б) Решите уравнение (здесь — это целая часть числа, т. е. наибольшее целое число, его не превосходящее).
в) Найдите количество лежащих на кривой точек плоскости, координаты которых суть целые числа.
г) Два шахматиста играют матч до первой победы. Известно, что во встречах друг с другом каждый из них, играя белыми фигурами, побеждает с вероятностью а проигрывает с вероятностью (тем самым с вероятностью в каждой из партий фиксируется ничья). Если в 80 партиях матча будет зафиксирована ничья, то для определения победителя кидают жребий. Оцените (с разумной точностью) шансы на выигрыш того игрока, с хода которого начнется этот матч.
а) Существует ли геометрическая прогрессия, среди членов a которой имеются числа 3, 7 и 10?
Допустим, что такая прогрессия есть. Будем считать ее возрастающей (иначе перепишем несколько ее первых членов, среди которых есть 3, 7, 10, в обратном порядке). Пусть ее первый член равен b, а знаменатель равен q, тогда при некоторых получим причем Из первых двух уравнений получаем а из последних двух
Но при возведении рационального числа q (записанного в виде несократимой дроби) в натуральную степень получаются снова несократимые дроби, знаменатели которых — степени изначального знаменателя. А числа 3 и 7 не являются степенями одного и того же натурального числа.
б) Решите уравнение (здесь [.] — это целая часть числа, т. е. наибольшее целое число, его не превосходящее).
Ясно, что поскольку Поэтому левая часть может принимать только значения −2, −1, 0, 1, 2. Решим все полученные уравнения-следствия, а потом проверим, для каких из их корней целая часть оказывается правильной. Во всех вариантах ниже Найдем
Тогда
что равно −2 при выборе знака минус. Значит, нужно, чтобы было нечетным или, что то же, k было нечетным, тогда
Тогда
или
что равно −2 при выборе знака минус и равно 1 при выборе знака плюс. Значит, получить −1 нельзя и таких решений не будет. Найдем
Тогда
что равно 0 при четных k и равно при нечетном k. Значит, нужно, чтобы k было четным получим
Тогда
или
что равно 1 при выборе знака плюс. Поэтому надо выбирать нечетные k для первого случая и четные для второго. Найдем
Тогда
что равно −2 при выборе знака минуса равно 1 при выборе знака плюс . Значит, получить 2 нельзя и таких решений не будет.
Окончательно
в) Найдите количество лежащих на кривой точек плоскости, координаты которых суть целые числа.
Запишем уравнение в виде откуда видно, что и
Осталось выяснить, сколько всего целых делителей у числа Все они имеют вид где и l =0, 1, 2, 3, 4, 5, что дает варианта для a и каждый из них однозначно определит b.
г) Два шахматиста играют матч до первой победы. Известно, что во встречах друг с другом каждый из них, играя белыми фигурами, побеждает с вероятностью а проигрывает с вероятностью (тем самым с вероятностью в каждой из партий фиксируется ничья). Если в 80 партиях матча будет зафиксирована ничья, то для определения победителя кидают жребий. Оцените (с разумной точностью) шансы на выигрыш того игрока, с хода которого начнется этот матч.
Первый игрок может выиграть в следующих случаях:
1) Выиграть первую партию. Вероятность этого события равна
2) Сыграть первую партию вничью и выиграть вторую. Вероятность этого события равна
3) Сыграть вничью первые две партии и выиграть третью. Вероятность этого события равна
И так далее. Поэтому вероятность его итоговой победы за 80 игр равна
поскольку
Ответ:
б)
За каждый из четырех пунктов сюжета выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) Максимум за сюжет 12 баллов. При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
б)
Решите уравнение
Заметим, что при любых x выполняется неравенство
откуда следует, что левая часть уравнения не превосходит 16. В то же время, правая часть уравнения не меньше 16. Следовательно, равенство может достигаться только при одновременном выполнении условий
Из второго уравнения получаем Подстановкой в первое уравнение* убеждаемся, что подходит
Ответ:
*Для этого рассматриваем 6 возможных случаев: и т. д. Каждое из этих значений x подставляем в первое уравнение, период при этом можно отбросить.
Доказано, что минимум одной из частей уравнения равен максимуму другой — 1 балл.
Верно разобран только один из случаев знака выражения в скобках — 1 балл.
Найдите все решения неравенства
принадлежвщие отрезку
Функция возрастает на каждом из полуинтервалов и Действительно, производная
при поэтому 0 на к аж дом из полуинтервалов и Кроме того если а если то Поэтому исходное неравенство эквивалентно совокупности неравенств:
Значит, ответ на периоде от до выглядит так:
Ответ:
Задача №6 = 15 баллов | Плюсы-минусы | Балл |
---|---|---|
Доказана монотонность на полуинтервалах, свел к совокупности двух неравенств. Не учтен случай, когда значения тригонометрических функций попадают в разные полуинтервалы | ± | 10 |
Ошибка в решении тригонометрических неравенств при обоснованной монотонности | ∓ | 5 |
Наверх